Главная страница » Музей Алабина » Наука » Полка научной библиотеки СОИКМ

КонтактыКарта сайта

Полка научной библиотеки СОИКМ

Каждую неделю на нашей полке появляется новая книга. Новая – не значит изданная вчера или сегодня. Новая – значит, интересная. Та, которая стала открытием для нас, и мы делимся им с вами. Следите за нашей полкой. На ней хватит места и для ваших книг.

ДЕЛИТЕСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ!
ЧТЕНИЕ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ!

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

Издания Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина

Литература по археологии

Малахов С., Мишечкина А., Романова Д. Поэтика городского пространства. Самара, 2013. 240 с.: ил.

18 апреля отмечается Международный день сохранения памятников и исторических мест. Таким образом Ассамблея Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданная при ЮНЕСКО, привлекает внимание общественности к проблемам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.

Библиотека музея Алабина присоединяется к мероприятиям, связанным с этой знаменательной датой, и представляет вниманию читателей книгу «Поэтика городского пространства». Она написана известным самарским архитектором Сергеем Малаховым в соавторстве с бакалаврами дизайна Мишечкиной Анной и Романовой Дарьей в жанре эссе – размышления, беседы о пространстве города, «в котором соединяются реальные факты и наш художественный вымысел».

Город вырисовывается в процессе поиска внутри и вовне, размышлений, фантазий. Город как осмысление себя в его топосе или Города во мне самом. Авторский взгляд фиксирует ускользающую красоту, которая не всегда понятна обывателю, но ценность её несомненна. Это ценность уникальных образов, далеких от понятий «штамп», «привычное». Авторы открывают читателю «иную» Самару. Это становится и для читателей, и для них самих «бесценной художественной практикой» и приобретенным человеческим опытом.

Шпакова Е.В. «Россия» - любовь моя. Самара: ООО «Медиа-Книга», 2014. 296 с.: ил.

В книжном фонде научной библиотеки музея появилась книга, написанная удивительной женщиной, которая в 2015 г. отмечает 90-летний юбилей. Елена Васильевна Шпакова – труженица и вдохновительница, королева российского шоколада, первый директор фабрики «Россия». И просто порядочный человек, который руководствуется принципом: «…А я ценю людей не по статусу, а делю на хороших и …остальных». Может быть, именно поэтому она получила негласное звание «шоколадной леди», начав свою трудовую деятельность в годы послевоенного лихолетья на старой «кондитерке», располагавшейся по ул.Молодогвардейской.

Мечта подарить людям «сладкую радость» приобрела с годами черты образа новой фабрики – самой современной, самой мощной, такой, чтобы прогремела на всю Европу. Так началось строительство «России», любимой «шоколадки», а Куйбышев стал признанной столицей российского шоколада.

Мы приглашаем вас в библиотеку перелистать страницы «сладкой» истории Куйбышева-Самары. И… ощутить вкус настоящего шоколада, прелесть которого заключена в благородной горечи. Именно такой и является судьба настоящего человека – автора книги Елены Васильевны Шпаковой.


Захарченко А. В., Солдатова О. Н. Волжская рокада и железнодорожное строительство в Поволжье в годы Великой Отечественной войны: монография. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2014.

К юбилейному году 70-летия Победы сотрудники Самарского филиала Российского государственного архива научно-технической документации подготовили монографию, посвященную реализации масштабного проекта по железнодорожному строительству в СССР в годы Великой Отечественной войны. Книга повествует о Волжской рокаде – магистрали протяженностью почти 1000 км, проходящей через все регионы Поволжья.

Строительство этой магистрали имело большое значение в организации обороны Сталинграда. Необходимо было держать под контролем коммуникационный узел, связывающий европейскую часть Союза с Кавказом, и не допустить нарушения сообщения на магистралях, идущих в Среднюю Азию и Урал.

В книге показана роль НКВД в организации проектирования и осуществления строительства железной дороги на всем ее протяжении. Отдельная глава посвящена участию авиации в сооружении линии Свияжск – Сталинград.

В основу монографии легли материалы центральных и региональных архивов, которые впервые введены в научный оборот. В их числе: постановления Государственного комитета обороны, документы Совета Народных Комиссаров СССР, секретариата Л. Берии в правительстве, Главного управления мест заключения МВД СССР, фонды политотдела Приволжского исправительно-трудового лагеря, Куйбышевского обкома партии и др.

Монография снабжена развернутым приложением, включающим тексты документов архивов, именной и географический указатели, список литературы и источников.

Научная библиотека музея приглашает специалистов и всех, кто интересуется различными аспектами отечественной истории военного периода для работы с книгой.


Завальный А. Самара со всех сторон: 555 невыдуманных историй. Самара. 2003. 256 с.: ил.

Наверное, нет ничего лучше, жарким летом на набережной реки Волги открыть интересную книгу и погрузиться в приятное чтение. «555 невыдуманных историй», переданных «человеком, знающим о Самаре всё» – Александром Завальным, откроют Самару с разнообразных сторон. Горожане могут узнать себя в героях, посмеяться над чертами «самарского» характера, в который раз поразиться параллелям между «веком нынешним и веком минувшим»…

В историях, собранных главным библиографом Самарской областной научной библиотеки из старых изданий, дореволюционных газет и рассказов современников, представлена энциклопедия быта, нравов, культурной и экономической жизни Самарской губернии с конца XIX по начало XXI века. Все анекдотические рассказы объединены в главы, повествующие о различных сторонах общественной жизни губернского города: «Без купца Самара – не Самара», «Картинки Троицкого рынка», «О врачах и болезнях», «Из истории самарской культуры и образования», «Самара криминальная», «Самара театральная и музыкальная» и др. Каждую историю А. Завальный снабжает ссылкой на источник информации.

И в заключение приведем один из ответов на вопрос анкеты, составленной в конце 1912 года Самарским учительским обществом, «Что представляет из себя Самара и самарцы?». Одна из анкетируемых образно ответила: «В общем Самара – будущий Нью-Йорк, а в частности…»… А частности все любопытствующие могут найти в книге А. Завального в нашей библиотеке. Ждем всех в читальном зале!


Каталог фонда Петра Владимировича Алабина в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина / сост. И.В. Крамарева, Н.А. Гергедава. Самара, 2009.

13 мая наш музей открывает ставшую традиционной праздничную неделю, приуроченную к Международному дню музеев, который отмечается 18 мая.

Сегодня мы решили взять с книжной полки издание, которое, несомненно, является ценным источником по изучению формирования коллекций краеведческого музея. Это каталог, включающий в себя материалы фонда П.В. Алабина, формировавшегося с момента принятия решения об открытии в Самаре музея, то есть в 80-х гг. XIX в. Каталог состоит из трех разделов, представляющих общественную и частную жизнь П.В. Алабина: «Городской голова» (документы, раскрывающие некоторые из направлений деятельности Алабина), «П.В. Алабин и Самарский Публичный музей» (подлинные предметы, ставшие первыми экспонатами музея), «Семья П.В. Алабина» (документы, предметы из семьи Алабиных).

В издании представлены подлинные документы, фотографии, гравюры, личные вещи из фонда П.В. Алабина, первые экспонаты Самарского публичного музея. На многих документах есть резолюции Алабина или черновые варианты его ответов. 166 единиц хранения были переданы в музей его внуком, П.А. Щербачевым, и его семьей в 1918, 1962, 1967 гг. Также в фонд включены фотокопии и ксерокопии, полученные из музеев и архивов России и Болгарии в 1990-е гг.

В настоящее время фонд П.В. Алабина насчитывает 1740 единиц хранения. Работа по выявлению и изучению материалов продолжается.


Немецкие авиационные специалисты в г. Куйбышеве в первые послевоенные годы (1946–1953): сборник документов. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2010.

На этой неделе (8–14 апреля), проходящей под знаком Дня космонавтики, мы презентуем сборник архивных документов, долгое время хранившихся под грифом «секретно». В аннотациях ранее представленных книг Самара фигурировала как торговая, театральная, спортивная. Сегодня мы открываем страницу космической истории нашего города.

И написана эта страница была в годы Великой Отечественной войны, когда в г. Куйбышев были эвакуированы предприятия, заложившие основу авиационной, а впоследствии и космической промышленности. В основу сборника положены документы о пребывании в нашем городе немецких специалистов, участвовавших в создании производства авиационных двигателей. Львиная доля опубликованных документов находится в филиале Российского государственного архива научно-технической документации – «СНТК им. Н. Д. Кузнецова». Многие из них рассекречены совсем недавно и впервые введены в научный оборот.

Документы наглядно рисуют особенности, условия и уровень жизни германских специалистов и членов их семей, соотнося с бытовыми и заводскими условиями жизни местного населения. Завершает сборник приложение – список немецких специалистов, работавших на заводе с 1946 по 1953 г. (всего – 829 чел.).


2 апреля – Международный день детской книги

Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца!
Г.Х. Андерсен «Соловей»

2 апреля, в день рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь читающий мир отмечает Международный день детской книги. Что такое «детская литература» – книги о детях или для детей, а может быть, и то и другое?.. Одно можно сказать с уверенностью: хорошую детскую книгу с большим удовольствием прочитает и взрослый.

Не случайно для этого праздника выбран день, когда родился человек, написавший «Соловья», «Голого короля», «Дюймовочку», «Гадкого утенка», «Снежную королеву»… Сказки, которые дарят человеку всю гамму эмоций и переживаний: от печали до радости, от падения до взлета – и «воспитывают» чувства маленького настоящего человека.

Андерсен ведет ребенка через взрослый мир, смело открывает ему все двери, показывает, чем может быть человек и кем он должен стать. Он всякий раз провоцирует нас на вопросы и поиск ответов, он ждет нашего смущения, за которым обязательно последует действие. Что это за действие – решать каждому. В любом случае сказки Андерсена подскажут верный путь.


Шебуев Г. Актерское счастье: воспоминания. Куйбышев : Куйбышевское книжное издание, 1964.

Сегодня, в Международный день театра (27 марта), мы листаем чудесную книгу – мемуары прославленного самарского актера Георгия Александровича Шебуева. Почти сорок лет он блистал на драматической сцене Самары – Куйбышева, сыграв более 700 ролей и поставив около сотни спектаклей. Свои воспоминания он посвятил жене, актрисе Самарского–Куйбышевского драматического театра Зое Константиновне Чекмасовой.

Начиная свое повествование с 1896 года и первого сознательного воспоминания о театре – спектакле «Сказка о рыбаке и рыбке», Шебуев ведет нас по столичным театрам, делясь впечатлениями о Гаеве – Станиславском («Вишневый сад»), Беркутове – Пр. Садовском («Волки и овцы»), знакомит с провинциальными труппами Урала, Сибири. И, конечно, значительная часть воспоминаний посвящена родному городу, в который Шебуев окончательно вернулся в 1935 году.

Свою историю он завершает 1957 годом – присвоением ему звания народного артиста РСФСР и убеждением, что «актерское счастье» заключается в следующем: «А потому работать! Играть! Не порывать связи с театром до конца, играть жадно, с увлечением, до последнего дня, хотя бы крошечной эпизодической роли. На склоне лет – разве не в этом актерское счастье?!»


Смирнов (Треплев) А. А. Старый самарский театр и быт: очерки и материалы по истории быта и провинции. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008.

Сегодня в поле нашего зрения – интереснейшее издание рукописи литературного и театрального критика Александра Смирнова (Треплева), подготовленное к публикации преподавателями Самарского государственного университета.

Говоря о нашем городе, невозможно не затронуть его театральную историю. Как случилось, что в торговой, купеческой Самаре был построен сначала деревянный, затем каменный театр, ставший впоследствии визитной карточкой Самары? Сразу ли он завоевал популярность среди жителей провинциального волжского города? Проследить историю театральной жизни можно лишь в общем социальном, политическом, культурном контексте быта. Эту возможность и дает критик А. Смирнов, подробно, с большим количеством фактов, ссылкой на документы, излагая историю становления и развития Самары с моменты строительства деревянной крепости вплоть до начала ХХ века.

Сейчас наш театр – это архитектурное украшение города, одно из любимых мест отдыха (по большей части), пространство, дающее пищу для размышлений (по меньшей). Время и человек расставляют свои акценты. А в 70-х гг. XIX в. настроение в городском обществе было таково, что критик задается следующим вопросом: «…Старый театр сломан. Нужен ли новый?». Ответ весьма неутешителен: «Если бы вопрос решался общим голосованием, нельзя сомневаться, что ответ был бы отрицательным. Таков был, даже во 2-й четверти века город, в подавляющей массе населенный мещанами и торгашами, плохо ценившими даже грамотность».

Однако благодаря благоразумию и просвещенности губернатора П. В. Алабина решение было принято. Город получил новое здание театра и продолжил свою театральную летопись, в которой, надеемся, точка не будет поставлена никогда.


Бронзовый век. Эпоха героев (по материалам погребальных памятников Самарской области). Самара, 2012.

Сегодня мы представляем вам новое научно-популярное издание, подготовленное в рамках областной целевой программы «Культурное наследие Самарской области» (2012–2020 гг.).

В сборнике опубликованы результаты работ археологических экспедиций (1992–2011) Самарского государственного университета, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Института истории и археологии Поволжья, Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина, Самарского научного центра РАН, ООО «Гефест».

В центре внимания исследователей – 19 курганов – могильников, возведенных 4 тыс. лет назад, в эпоху бронзового века. Важно отметить, что исследование носит комплексный характер и включает в себя палепочвоведческий, палеозоологический, антропологический, технико-технологический виды анализа.

Особую ценность опубликованным материалам придает тот факт, что работы археологов имели охранно-спасательное значение, так как все исследуемые курганы попадали в зону проведения различных строительных работ. Поэтому раскопки помогли сохранить информацию об «эпохе героев» в виде коллекций антропологических, остеологических, керамических материалов, фотографий, чертежей, реконструкций. На сегодняшний день каждый из обследованных объектов нанесен на археологическую карту нашего края и поставлен на государственный учет.

Книга ждет своего читателя. Всех, кто интересуется историей края, мы приглашаем в библиотеку музея.


Забозлаева Т. В. Драгоценности в русской культуре XVIII–XX веков. СПб. : «Искусство–СПб», 2003.

Открывая неделю, которая, несомненно, пройдет под знаком прекрасной женщины, мы решили перелистать страницы книги, посвященной камням, драгоценным металлам и произведениям ювелирного искусства.

В словаре, составленном кандидатом искусствоведения Татьяной Борисовной Забозлаевой, терминология раскрывается через предметный мир, исторические факты, художественные образы. Так каждый артефакт получает уникальную «огранку», блеск, предстает перед читателем во всем великолепии своей богатой истории…

От авантюрина и до яшмы, не пропустив, парчу, меха и шпильки, исследователь проводит нас через мир, где форма отражает содержание, а эстетичность становится важным структурообразующим принципом. Уверены, что многие понятия станут для читателей открытиями: к примеру, что такое фероньерка и цитернадель и как с помощью них украсить свою прическу.

А в завершении нашей аннотации процитируем отрывок из рассказа Куприна «Суламифь», использованный для статьи о бриллианте: «Это свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем. Полюбуйся, Суламифь, он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды».

Уверены, что общение с этой удивительной книгой принесет вам настоящее эстетическое наслаждение.


Вехи спортивной жизни в Самарском крае: XIX–XXI вв. Хроника событий и фактов. Самара: Управление государственной архивной службы Самарской области, 2012.

На нашей полке появилось уникальное издание, впервые охватывающее всю историю спортивной жизни края. Самара заявляла о себе как о просвещенной, культурной, театральной, конечно, торговой (куда без этого купеческому городу?) столице региона. И вот Государственный архив Самарской области предоставил жителям нашей губернии возможность перелистать страницы спортивной хроники с 1887-го по 2010 год.

Отправная точка этого книжного путешествия – прошение Бугурусланского мещанина от 27 июля 1887 г. об издании ежемесячного журнала «Шашечный листок» для любителей шахматной и шашечной игр, финал – 1-е место по баскетболу юношеской команды из Хворостянского района. А на всем протяжении путешествия – зарождение и развитие различных видов спорта (на сегодняшний день в Самарской области их более 80-ти), активное продвижение идеи здорового образа жизни, яркие имена наших победителей и стремление к новым свершениям.

Точка не поставлена. Впереди – чемпионат мира по футболу 2018 г. и надежда на успех!


Наш край: хрестоматия для преподавателей Отечественной истории и учащихся средней школы. Самара, 2003.

Сегодня, 21 февраля, во Всемирный день экскурсовода, мы рады представить Вашему вниманию хрестоматию, изданную Государственным архивом Самарской области. Эта хрестоматия – своеобразная «путеводная нить» для учителей-историков, прокладывающая маршрут исторического развития Самарского края от древнейших времен (средний палеолит) до конца XX в.

Материал изложен в 11 разделах, определяющих периоды истории нашего края, и структурирует факты по основным сферам общественно-политической и культурной жизни. Каждый раздел снабжен уникальными архивными документами и вопросами и заданиями для закрепления изученного материала.

Вот отрывок одного из материалов, представленных в издании: «В Самару прислана высочайшая грамота, которою повелевалось: крепость Самару переименовать в город, жителей самарских – дворян, детей дворянских; иноземцев, стрельцов конных и пеших, пушкарей, посадских людей и всех чинов городских обывателей – наделить землею, отведя им около 120 тыс. десятин, причем учинить межевые признаки и грани, а чертеж отдать самарцам». Это был 1688 год.

Хрестоматия составлена под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора исторических наук, профессора Л. В. Храмкова.


Алексушина Т. Ф. Коллекционеры старой Самары. Самара : Офорт, 2005.

С чего начинается музей? Вернее, его история? С первой вещи, поставленной в витрину, и с этого момента именуемой экспонатом. Вещи, которая положит начало формированию музейных коллекций.

Сегодня на нашей полке – книга о людях, для которых формирование коллекций – дело их жизни, не одна, «но пламенная страсть». Итак, щедрые меценаты и именитые купцы, буржуа и ученые, библиофилы и почитатели местной старины – их истории объединены в книге искусствоведа Т. Ф. Алексушиной «Коллекционеры старой Самары». Семейство купцов Шихобаловых, «пивной барон» Альфред фон Вакано, городской голова С. Е. Пермяков, дворянин С. Н. Алашеев, политический ссыльный А. К. Клафтон и многие другие оставили память о себе не только как о видных общественных и культурных деятелях, но и о тех, кто внес вклад в формирование музея на рубеже XIX–XX вв. К примеру, уникальная коллекция искусства стран Востока Альфреда Филипповича фон Вакано стала достоянием Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина, Самарского областного художественного музея, часть ее хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Книга уникальна… Это плод 28-летних изысканий и исследований, в течение которых автор работал в художественном музее г. Самары сначала реставратором по масляной живописи, а затем – главным хранителем. Специальность исследователя позволила скрупулезно и с высоким профессионализмом подойти к пониманию того, как формировались коллекции, и дать им художественную оценку. Об этом сквозь призму биографий 10-ти крупных самарских коллекционеров повествует первая часть книги. Революционные события повлияли не только на судьбы коллекционеров, но и на судьбы их коллекций. Вторая часть монографии Т. Ф. Алексушиной – национализированные ценности и их движение во времени и пространстве. Наконец, третья часть исследования раскрывает неоценимую роль профессорского состава 1-го Самарского государственного университета в деле спасения культурно-исторических ценностей Самарского края.


Ермаков В. А. Знамя поэта: сборник стихотворений. Самара : Типография Комитета Народной Власти, 1917.

Итак, сегодня в наших руках «экстроординарный выпуск» (орфография оригинала). Изданный в Типографии Комитета Народной Власти в 1917 г., он в наше время стал библиографической редкостью. Всего один экземпляр этой 14-страничной книги сохранился в нашей области, в научной библиотеке Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина.

Революционный стихослагатель В. Ермаков поднимает свое «Знамя поэта» и произносит на былинный манер: «Я пою тебе / Славу громкую, / На пути твоем / К процветанию. / Пусть хранит тебя, / Русь державная, / Солнце истины, / Власть народная…

Интересно, что именно таким велеречивым, песенным высказыванием открывает наш земляк свой сборник. Вместо привычного революционного призвания, с рублеными фразами – приветствие державной Руси. Неожиданно? И далее, после стихотворения «Пробуждение», «Обновление» (написанное на День отречения Николая Второго от престола), где хозяином нового царства провозглашается демократ.

На наш взгляд, самое время вспомнить о принципах построения демократического государства и попытаться понять, как сохранить при этом великие державные традиции. Время собирать камни.